Лето – благоприятный период не только для отдыха и укрепления здоровья детей, но и для их психического развития. В это время года дети с помощью взрослых могут закрепить свои представления об окружающем мире, развить внимание, память, наблюдательность, умение сравнивать, обобщать, классифицировать, обогатить словарный запас, а также проявить творческие способности. Всё это очень важно для их эмоционального и нравственного благополучия и подготовки к школьному обучению. Во время совместного досуга советую:
Знакомить детей с природными явлениями, происходящими летом в неживой и живой природе. Продолжать формировать умение видеть природные взаимосвязи, например, тучи на небе, значит, будет дождь. Цветы одуванчика закрыты в пасмурную погоду или вечером и т.п.
Гуляя в парке и лесу, наблюдать за разными представителями животного мира, рассматривать деревья, кустарники, цветущие травы. И обязательно предлагать ребёнку рассказать о том, что он увидел. Что растёт в лесу (в поле, на лугу), кто там живёт? Воспитывать бережное отношение к природе.
Рассматривать растения, называть их части: ствол, ветка, лист, цветок, плод, корень, лепесток. Различать и называть несколько видов деревьев и кустарников. Сравнивать их, определяя сходство и отличие. Например, сравнить клён и берёзу, ель и сосну, сирень и рябину.
Проводить дидактические игры: «С какого дерева лист», «Найди такой же лист», «Узнай и назови» (дерево, куст, на картинке или в природе), «Что лишнее?».
Различать и называть несколько видов полевых и садовых цветов. Дидактическая игра на группировку цветов «На лугу – на клумбе».
Отдыхая на реке, озере, море тоже развивайте детскую наблюдательность и умение сравнивать. Чем похожи, чем отличаются эти водоёмы? Объясните, что такое течение, берега, волны, прибой. Наблюдайте с ребёнком за рыбами, чайками.
Летом создавайте детям условия для игр с природным материалом (шишками, камешками, листьями, веточками, песком, глиной и пр.). Дети учатся использовать предметы - заместители (например, палочку вместо ложечки для куклы, камешки, вместо конфет для неё). Это развивает
Разнообразие летних красок, поможет закрепить с детьми названия цвета, в том числе и оттенков. Поиграйте с ними так: «Разные краски лета», «Цветные фоны», «Собери одинаковые по цвету».
Проводите с ребёнком игры на ориентировку в пространстве. Этому поможет дидактическая игра «Спрячь игрушку» (под стул, на полку, за спину, т.д.). «Делай, как я скажу» (два шага вперёд, один шаг вправо, подними левую руку вверх, закрой правой рукой левый глаз и т.д.). Ориентироваться на плоскости листа научат задания типа: «Положи в центр листок клёна, в правый верхний угол - шишку ели, в левый верхний угол - шишку сосны, правый нижний угол- ромашку, в левый нижний угол- василёк».
Упражняйте детей в счёте до 10 и обратно, опять же используя природный материал (шишки, камешки, лепестки, листья и пр.).
Работая на огороде и во фруктовом саду, дайте детям на наглядном примере понять процесс выращивания растений из семян, расскажите о зависимости их роста от природных условий (света, влаги, тепла). Учите наблюдать за ростом и созреванием овощей, фруктов и ягод и привлекайте к посильной помощи.
Всё это сформирует у детей целостное представление о лете как о времени года, расширит их кругозор, разовьёт интеллект и любознательность, приобщит к удивительному миру природы. И, что особенно важно, совместный досуг, общие дела и игры сближают детей и родителей, улучшают домашний микроклимат и способствуют укреплению семьи.
Зрение – одно из важнейших органов чувств человека. Свыше 80% информации об окружающем мире человек воспринимает благодаря зрению.
Основные функции зрительного анализатора:
светоощущение
цветоощущение
острота центрального зрения
прослеживающая функция
бинокулярное зрение
стереозрение
При нарушении зрения (амблиопия, косоглазие) страдают не только функции зрительного анализатора, но и психические процессы, и физическое развитие ребенка:
нарушение концентрации, неустойчивость внимания, памяти;
недоразвитие восприятия пространства, что в дальнейшем сказывается при обучении чтению, письму;
недостаточность, искаженность представлений о предметах окружающего мира;
нарушение осанки;
снижение физического тонуса;
быстрая утомляемость.
Вся лечебно-восстановительная и коррекционно-педагогическая работа в детском саду направлена на полноценное развитие ребенка и коррекцию отклонений в психическом и физическом развитии.
Родители – первые и главные наши помощники в этом!!!
Создайте дома необходимые условия для зрительной работы ребенка:
Достаточная освещенность игрового уголка, стола для рисования. Свет должен падать слева (если ребенок не левша).
Подставка для рассматривания книг (для детей со сходящимся косоглазием).
Для рисования использовать фломастеры (детям с низкой остротой зрения).
Приобретать книги с яркими иллюстрациями, реальными изображениями предметов, с неперенасыщенным сюжетом.
Просмотр телепередач не более 40-60 минут в день при включенном общем освещении.
Окклюзия – основной метод лечения зрения.
Соблюдать дома в выходные дни режим окклюзии.
В режиме окклюзии предлагать детям игры с мелкой мозаикой, книжки – раскраски. Это повышает остроту зрения амблиопичноголаза.
Общее физическое укрепление здоровья ребенка.
Проведение подвижных игр на свежем воздухе.
Полезные игры с мячом (бросание и ловля, прокатывание). Они развивают мелкую и общую моторику ребенка, прослеживающую функцию глаза.
С уважением, Марина Ивановна
Зима – чудесная пора. Ударили морозы. Земля покрылась снегом, реки и пруды сковал ледовый панцирь, деревья замерли до весны.
Рассматривая облака, обратите внимание - на что похоже облачко. Фантазируйте вместе с ребенком. Палочкой на снегу нарисуйте снежинку, морозный узор, или снежную сказку.
В хорошую погоду можно кататься на санках, лыжах и коньках, играть в снежки.
«Подбрось - поймай»
Слепить снежок (можно взять маленький мяч) подбросить его вверх и поймать (постараться не уронить). Эта игра поможет развитию прослеживающей функции глаз, координации движений рук.
«Кто дальше бросит»
Эта игра развивает координацию движений, меткость, глазомер.
«След в след»
Скольжение на лыжах формирует координацию движений, прослеживающую функцию глаза, умение держать равновесие.
«Не оступись»
Ходьба по рисованной (протоптанной на снегу) дорожке, руки в стороны. Игра поможет развивать координацию движений, умение держать равновесие; прослеживающую функцию глаз.
«Не упади»
Съезжать с горки, сидя и лежа; развивать координацию движений, уверенность в себе.
Спортивные игры и упражнения не только укрепляют здоровье, но и развивают координацию движений, ловкость, уверенность в себе.
Дома вместе с ребенком предложите «дорисовать зиму». Взрослый предлагает дорисовать схематичные картинки: снег на деревьях, елки в лесу, сугробы, солнышко, снежинки и т.п. Придумайте рассказ по картинке. Эти занимательные упражнения помогут развить у малыша усидчивость, внимание, восприятию цвета, формы, величины, зрительно-моторную координацию, мелкую моторику.
Совместная деятельность доставит Вам не только эстетическое наслаждение, но и укрепит Ваш психологический союз с ребенком.
С уважением, Марина Ивановна
1. Одним из главных условий запоминания информации является понимание того, что необходимо усвоить. Поэтому постарайтесь выяснить, насколько понятен ребёнку материал.
2. Если запоминаемый материал носит положительную эмоциональную окраску, он лучше усваивается. Однако желательно помнить о том, что очень сильные эмоции препятствуют запоминанию, особенно если Ваш ребёнок гиперактивен.
3. Заученный материал повторяйте с ребёнком время от времени, чтобы он не забывался. Не следует повторять «до потери пульса», во всём нужна мера.
4. Укреплять память надо не от случая к случаю, а с помощью систематических упражнений.
Развитие зрительной памяти.
Сложите из счётных палочек какую-нибудь фигуру (рыбка, дом, ёлочка). Покажите её ребёнку. Накройте листом бумаги. Попросите рядом построить точно такую же. Начинайте с 5-7 палочек, постепенно увеличивая их количество.
Расставьте на столе в определённом порядке кухонную или столовую посуду. Поговорите с ребёнком, что стоит перед ним. Сосчитайте количество предметов. Уберите всё со стола. Попросите ребёнка расставить предметы в таком же порядке.
Развитие зрительно - моторной памяти.
Нарисуйте на листе бумаги узор, состоящий из 5-7 геометрических фигур (например, два круга, треугольник, два круга, два квадрата). Попросите ребёнка запомнить их последовательность, обвести пальцем по образцу, а затем нарисовать без образца. Более сложное задание: то же самое, но в цвете (например, два красных круга, зелёный треугольник, два красных круга, два жёлтых квадрата).
С уважением, Оксана Викторовна
Одним из основных компонентов зрительного восприятия, без которого невозможно нормальное развитие ребенка в процессе различных видов деятельности (познавательной, практической, игровой), является зрительно – моторная координация.
Что же такое зрительно-моторная координация?
Зрительно-моторная координация - это согласованность движений и их элементов в результате совместной и одновременной деятельности зрительного и мышечно-двигательного анализаторов.
Одной из основных задач развития дошкольника является подготовка его к школе. Один из навыков, который должен быть сформирован к тому времени, когда ребёнок пойдет в школу – это развитие точных движений (тонкой моторики).
Слабое развитие моторики и графо-моторных навыков остается основной проблемой детей с нарушением зрения, что очень ярко проявляется в неумении начертить прямую линию, написать печатную букву по образцу, вырезать из бумаги и аккуратно клеить, рисовать. Ребенок быстро устает, у него падает работоспособность и также страдают темп и качество выполнения заданий.
Причины нарушения зрительно-моторной координации это:
Хочется отметить, что формирование и развитие зрительно-двигательной и моторной координации у старших дошкольников имеет большое значение для всестороннего их развития. Поэтому необходимо, чтобы ребёнок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности не только в детском саду, но и дома. Рисование, лепка, аппликация, конструирование, разные виды ручного труда и другие упражнения – это эффективные пути, используемые для подготовки руки ребёнка к письму.
Предлагаю вашему вниманию, некоторые задания и упражнения на развитие зрительно-моторной координации, которые вы можете использовать с вашим ребенком дома.
Упражнения для развития зрительно-двигательных координаций в разных видах деятельности.
С уважением, Оксана Викторовна
Все родители задумываются над тем, в какие игры можно поиграть с ребенком на свежем воздухе. Обычная зимняя прогулка с ребенком может превратиться, как по волшебству в увлекательный досуг, ведь снег дарит родителям и детям уникальную возможность насладиться всеми прелестями и радостями зимний забав. Несмотря на бывает мороз и холод, дети и взрослые с нетерпением ждут зиму, сказочное время, когда доступны самые разнообразные игры для детей.
Очень ждем снега: это и катание на санках, лыжах, построение огромных баррикад и ледяных лабиринтов, "снежные бои" и другое. Чтобы наши дети не отсиживались в теплых квартирах в зимние морозы, давайте вспомним игры для детей зимой на улице, благодаря которым можно здорово провести время и укрепить здоровье.
"След в след"
Вначале можно рассказать ребёнку, как в лесу передвигаются волки в стае, идя друг за другом, след в след. А затем предложите поиграть в веселые догонялки: догоняющий должен гнаться за убегающим, наступая точно след в след. После можете посмотреть получившиеся следы.
"Стрельба в цель"
Если снег влажный и по нему не очень удобно кататься, то самое время поиграть в стрельбу по мишеням, ведь ребенок будет много двигаться и при этом не придется бегать на далекие расстояния, а вдобавок малыш разовьет меткость и отшлифует координацию движения. Вначале следует налепить боевые снаряды, заготовив достаточное количество снежков, затем можно выбрать укромное местечко под навесом и начать «обстрел» неживых мишеней. Целью может быть, к примеру, дерево, круг нарисованный снегом на стене дома и т.д. Начать можно с простых мишеней и постепенно усложнять задачи.
"Работа с лопатой"
Если летом лопатой можно поработать лишь в песочнице, то зимой на улице просто масса «сырья для перекапывания». Приобретите для своего «юного труженика» небольшую лопатку, превышающую размеры песочных лопаток. И перед тем как отправиться на прогулку, предложите ребёнку сделать доброе дело и расчистить от снега дорожку перед подъездом или к детской площадке. Если ребёнку понравиться это занятие, можно продолжить свои раскопки в снегу, к примеру, на перегонки с другими малышами, рыть ямки в сугробе, с противоположных сторон навстречу друг другу. Наверняка дети будут очень рады, увидев друг друга сквозь маленький туннель, прокопанный собственноручно!
"Помощники Деда Мороза"
Для этой игры также понадобится лопатка и пушистый снег. Расскажите ребёнку, что зимой Дед мороз очень радуется, когда всё вокруг усыпано серебристым чистым снегом. Он заботливо укутывает кустики и деревья в снежные шубки, чтобы они не мерзли на морозе. Предложите малышу с друзьями посыпать снегом все деревья, оставшиеся зимой без «снежной шубки». Можно засыпать снегом и выглядывающую травку, и небольшие кустики.
"Снежковая эстафета" - групповая игра с призами
Для этой игры потребуется две команды с равноценным количеством участников в каждой команде. Заранее можно захватить из дома несколько конфет, равное числу участников: для победивших это будут призы, а для проигравших участников утешительные подарки. Команды становятся в одну линию друг за другом, и каждый участник получает по одному снежку. По команде игрок бросает первый снежок, а второй ребенок бежит к месту падения «снежного снаряда» и оттуда запускает свой снежок. Таким же образом поступают и все остальные игроки из команды. Когда все участники сделали бросок, победа присуждается той команде, которая отошла дальше от стартовой линии, то есть побеждают те, чьи броски в сумме оказались самыми дальними.
Конечно, и сами родители могут вспомнить из своего детства игры для детей зимой на улице. Пусть это время будет наполнено для Ваших детей веселыми и полезными занятиями и станет периодом исполнения самых заветных желаний!
С уважением, Марина Ивановна
Причина леворукости в доминировании правого полушария мозга – того самого, которое отвечает за творческое и образное мышление. У большинства же людей ведущим является левое полушарие, в «ведомстве» которого абстрактное мышление и речь. Говорить, что ребёнок «правша» или «левша» можно только после достижения им трёхлетнего возраста. До этого дети чаще всего пользуются одновременно двумя руками, не различая правую и левую стороны, хотя некоторую тенденцию можно заметить уже сейчас. Риск появления в семье левши выше, если кто-либо из близких родственников обладал этой особенностью.
Как узнать какая рука ведущая у ребенка?
1. Попросите ребенка топнуть ногой
2. Протяните ребенку небольшую игрушку, чтобы он взял ее
3. Дайте ребенку несколько коробочек, чтобы он их открыл
4. Понаблюдайте, какой рукой он рисует
5. Попросите его протереть стол тряпкой или поднять предмет с пола
Та рука, которой ребенок будет совершать активное действие, и будет ведущей. Но помните: если вы установили, что ребенок – левша, ни в коем случае не переучивайте его.
Левшей отличают некоторые особенности характера. Они обычно художественно одарены, часто обладают музыкальным слухом, лучше ориентируются в пространстве, более эмоциональны, упрямы, доверчивы, капризны, склонны к фантазированию, их настроение может часто меняться. Иногда возникают проблемы с развитием речи ребёнка, освоением письма и чтения, ведь левое, «речевое», полушарие развито меньше. Может не даваться счёт, но с геометрией обычно проблем не возникает.
РИСУНКИ-НЕОТРЫВАЙКИ
Учимся рисовать, не отводя руки.
С уважением,
тифлопедагог Нечуговских Марина Ивановна
«Соотносим по цвету» (младшая группа)
Цель: учить соотносить объекты по цвету.
Материал: карточки с изображением цветных звездочек в соответствии с количеством детей, цветные фишки трех цветов (красного, желтого, зеленого)
Ход занятия:
Ребенку дается карточка и цветные фишки. Педагог говорит:
«Рассмотрите карточку, там изображены цветные звездочки – это «домики» для фишек. Поставьте каждую фишку в свой домик. В случаях затруднения педагог помогает ребенку соотнести вначале желтую фишку с соответствующей звездочкой, затем красную и зеленую. При этом каждый раз педагог обобщает: «Желтая фишка – желтый домик» и т.д.
«Узнавание и название цвета» (младшая группа)
Цель: учить различать и называть основные цвета: красный, желтый.
Материал: карточки и изображением цветного домика (красная крыша и желтая стена) и по две цветные части домика (крыша, стена) на каждого ребенка.
Ход занятия:
Ребенку даются карточка и две части домика. Педагог говорит: «Рассмотри карточку, где изображен домик. Наложи эту карточку – крышу, а карточку – стенку – на стену домика». В случаях затруднениях педагог помогает ребенку соотнести вначале стену, а затем крышу. При этом он просит детей назвать цвета частей домика.
«Какого цвета предмет?» (средняя группа)
Цель: учить рассматривать, узнавать и называть основные цвета.
Материал: карточки с изображением пяти цветных объектов.
Ход занятия:
Ребенку дается карточка с изображением цветных объектов. Педагог говорит: «Рассмотрите, что нарисовано на карточке. Расскажите, что изображено на карточке и какого цвета?». В случаях затруднения педагог предлагает ребенку показать: «Покажи, где бабочка? Какого она цвета? Покажи, где листик? Какого он цвета? Покажи, где туча?» и т.д.
«Огоньки» (средняя группа)
Цель: учить различать цветовые оттенки и располагать их в порядке убывания или возрастания насыщенности.
Материал: карточки с изображением цветного кораблика с контурами трех кружков (огоньков) и по три цветных кружочка (красного цвета разных оттенков: темно – красный, красный, светло – красный) в соответствии с количеством детей.
Ход занятия:
Ребенку даются карточка и три кружочка. Педагог говорит: «Рассмотрите кораблик, на нем изображены огоньки. Помогите «зажечь огоньки»: разложите кружочки на кораблике от темного к светлому». В случаях затруднения педагог помогает ребенку наложить кружочки на контурные изображения, называя при этом оттенок. Далее ребенку предоставляется возможность выполнить задание самостоятельно, каждый раз называя оттенок огонька.
«Назови цвет платья» (старшая группа)
Цель: учить фиксировать цвет по насыщенности (сериация по насыщенности)
Материал: карточки с изображением нарисованных платьев
Ход занятия:
«Разложи платья от светлого до темного»
«Гусеница» (подготовительная группа)
Цель: учить фиксировать цвет по насыщенности (сериация по насыщенности)
Ход занятия: «Разложи кружочки зеленого цвета разных оттенков
Математика в повседневной жизни ребенка
Формированию математических представлений дошкольников должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин (особенно в наше время): началом школьного обучения, обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации уже с дошкольного возраста, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи. Взрослые зачастую спешат дать ребенку набор готовых суждений, который он впитывает как губка, например, научить ребенка считать до 100, до 1000 и т.д., не овладев полным знанием в пределах 10. Однако всегда ли это дает ожидаемый результат? Скажем, надо ли заставлять ребенка заниматься математикой, если ему скучно? Читать далее...
Игры для детей с нарушением зрения в период лечебно-восстановительной работы в домашних условиях
Дети, которые посещают наше дошкольное учреждение, имеют различные зрительные патологии и низкую остроту зрения. Чаще всего самыми распространенными диагнозами у детей являются: гиперметропия, миопия, амблиопия, астигматизм и различные виды косоглазия. Дошкольники получают лечение в специальном ортоптическом кабинете с помощью современной лечебно-медицинской аппаратуры. Читать далее...
Простые игры и упражнения для развития мелкой моторики и зрительно-моторной координации
"Рука – это инструмент всех инструментов" (Аристотель)
Один из навыков, который должен быть сформирован к тому времени, когда ребенок пойдет в школу – это развитие точных движений (тонкой моторики).
Для того, чтобы ребенок красиво и аккуратно писал, необходимо развивать координированные движения мелких мышц, составляющих кисть руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Читать далее...
Играем вместе с ребенком
Существует огромное многообразие игрушек и игр, необходимых для того, чтобы ваши дети развивался. Игра для них – это жизненная необходимость, это основной источник знаний, навыков и хорошего настроения. Вы должны стимулировать и поддерживать его игровую деятельность. Читать далее...
Как узнать, какая рука – ведущая у ребенка?
Причина леворукости в доминировании правого полушария мозга – того самого, которое отвечает за творческое и образное мышление. У большинства же людей ведущим является левое полушарие, в «ведомстве» которого абстрактное мышление и речь. Говорить, что ребёнок «правша» или «левша» можно только после достижения им трёхлетнего возраста. До этого дети чаще всего пользуются одновременно двумя руками, не различая правую и левую стороны, хотя некоторую тенденцию можно заметить уже сейчас. Риск появления в семье левши выше, если кто-либо из близких родственников обладал этой особенностью. Читать далее...
Конструируем из счетных палочек
Широко известные всем счетные палочки могут быть не только счетным материалом. С их помощью можно в доступной пониманию для детей форме познакомить с началами геометрии, с понятием «симметрия»; развивать пространственное воображение, развивать зрительное внимание и память, развивать логическое мышление, развивать мелкую моторику рук. Задания повышают также интерес не только к конечному результату, но и к самому процессу познания. Читать далее...
Игры для детей зимой
Все родители задумываются над тем, в какие игры можно поиграть с ребенком на свежем воздухе. Обычная зимняя прогулка с ребенком может превратиться, как по волшебству в увлекательный досуг, ведь снег дарит родителям и детям уникальную возможность насладиться всеми прелестями и радостями зимний забав. Несмотря на бывает мороз и холод, дети и взрослые с нетерпением ждут зиму, сказочное время, когда доступны самые разнообразные игры для детей. Читать далее...
Развитие зрительно-моторной координации у детей 6-7 лет
Одним из основных компонентов зрительного восприятия, без которого невозможно нормальное развитие ребенка в процессе различных видов деятельности (познавательной, практической, игровой), является зрительно – моторная координация.
Что же такое зрительно-моторная координация? Читать далее...
Как помочь ребёнку улучшить память?
Читать далее...Упражнения развивающие зрение
Зима – чудесная пора. Ударили морозы. Земля покрылась снегом, реки и пруды сковал ледовый панцирь, деревья замерли до весны.
Рассматривая облака, обратите внимание - на что похоже облачко. Фантазируйте вместе с ребенком. Палочкой на снегу нарисуйте снежинку, морозный узор, или снежную сказку.
В хорошую погоду можно кататься на санках, лыжах и коньках, играть в снежки. Читать далее...
Родителям о нарушении зрения.
Зрение – одно из важнейших органов чувств человека. Свыше 80% информации об окружающем мире человек воспринимает благодаря зрению.
Основные функции зрительного анализатора:
светоощущение;
цветоощущение;
острота центрального зрения;
прослеживающая функция;
бинокулярное зрение;
стереозрение.
Лето с пользой для ума
Лето – благоприятный период не только для отдыха и укрепления здоровья детей, но и для их психического развития. В это время года дети с помощью взрослых могут закрепить свои представления об окружающем мире, развить внимание, память, наблюдательность, умение сравнивать, обобщать, классифицировать, обогатить словарный запас, а также проявить творческие способности. Всё это очень важно для их эмоционального и нравственного благополучия и подготовки к школьному обучению. Во время совместного досуга советую Читать далее...
Лето - удивительная пора!!!
Летние месяцы — июнь, июль, август — самая благодатная, самая щедрая пора в году. Дни долгие, солнечные, теплые. Густые, сочные травы украшены цветами. Зелень на деревьях и кустах свежая, ярко-зеленая. Читать далее...
Развитие зрительного восприятия у детей раннего возраста
Зрение - исключительно важная функция организма. Благодаря зрению человек видит окружающий мир и себя в нем. Именно зрение позволяет нам воспринимать прекрасное и уродливое, красочное и блеклое, яркое и тусклое, познавая мир во всем его разнообразии. От того, как видит ребенок, во многом зависит его развитие. Читать далее...
Упражнения для развития зрительной памяти у детей 6-7 лет
В возрасте 6-7 лет ребенок лучше всего запоминает яркие образы вызывающие сильные эмоции, но происходит это преимущественно непроизвольно. Но не за горами уже и школа, где важно умение управлять своей памятью, т. е. ставить цель и запоминать.
Остановимся подробнее на развитии зрительной памяти у детей и рассмотрим, как ее тренировать. Читать далее...
Домашняя игротека
Для наших детей характерны неточность движений и малая двигательная активность; у них значительно хуже развиты пространственные представления, словесные обозначения пространственных отношений. Нарушение глазодвигательных функций вызывают ошибки определения детьми формы, величины, пространственного расположения предметов. Читать далее...
Развитие логического мышления у дошкольников
Игры, в которые можно поиграть с детьми. Читать далее...
Ребенок и компьютер. Читать далее...
Подготовка детей к овладению графических навыков. Читать далее...
Мир разноцветных эмоций – детям с нарушением зрения
С первых дней жизни к ребенку поступает комплексная цветовая информация, и при нормальном зрении, речевом и умственном развитии дети очень рано начинают обращать внимание на окраску предметов. Но у детей с патологией зрения, отягощенного вторичными отклонениями, очень часто отмечаются нарушения в цветовосприятии. Читать далее...
Игры и упражнения для развития цветового восприятия. Читать далее...
К пяти годам многие дети начинают проявлять активный интерес к буквам и цифрам. И родители делают первую попытку показать ребенку азбуку и научить читать. Если психологически он готов к этому, обучение пройдет легко и с обоюдным удовольствием, без принуждения.
Если же ребенок не готов к восприятию азбуки, лучше отложите попытку на полгода, а затем вновь проверьте его «психологическую готовность». Тогда обучение грамоте начнется в индивидуально наилучшее для ребенка сроки.
В этом возрасте можно играть с ребенком во всякого рода словесные игры. Они хорошо развивают слуховой анализатор, то есть умение слышать и слушать. Идет активное запоминание новых слов, объединенных каким либо признаком (например, слова на букву «а», слова – антонимы, то есть противоположные по смыслу, слова, обозначаемые продукты питания, овощи, фрукты, предметы мебели, одежды, транспорт, деревья и т.д.), таким образом пополняется активный словарь ребенка, развивается мышление, память, речь. Учите детей прислушиваться к словам, находить звук в слове (где он находиться - в начале, середине или в конце слова).
Если процесс обучения поставлен правильно, играючи, с юмором, ребенок с удовольствием будет заниматься.
ПОМНИТЕ: Заставлять ребенка учить буквы и читать НЕ СТОИТ! Всему свое время.
Материал подготовила
педагог-психолог
Патракова Оксана Владимировна
Адаптация – это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям. Термин «адаптация» зародился в недрах биологической науки (в переводе с латинского языка adaptatio –приспособление, прилаживание организма к новым условиям).
При приеме в детское дошкольное учреждение перед ребенком впервые встает необходимость изменить сформировавшийся поведенческий стереотип из-за изменения привычных условий жизни, и устанавливать новые социальные связи. Изменение окружающей среды выражается во встрече с незнакомыми людьми: взрослыми и большим числом сверстников, и в несовпадении домашних приемов обращения и воспитания в детском саду. При этом изменяется эмоциональное состояние, нарушается аппетит, затрудняется общение и другие поведенческие реакции.
Психофизиологическое состояние ребенка в период адаптации к ДОУ
Ребенок в семье привыкает к определенному режиму, к способу кормления, укладывания, у него формируются определенные взаимоотношения с родителями, привязанность к ним.
Если установленный в семье порядок чем-либо нарушается, то у ребенка могут возникнуть различные временные нарушения обычного поведения (отрицательные реакции: плач, раздражительность).
Эти нарушения уравновешенного поведения объясняются тем, что маленькому ребенку трудно быстро перестроить уже сформировавшиеся у него привычки.
Однако мозг ребенка очень пластичен. Если эти изменения условий жизни происходят не так часто и не резко нарушают привычный образ жизни, то у ребенка быстро восстанавливается уравновешенное поведение, и ребенок адаптируется к новым условиям в его жизни без каких-либо отрицательных последствий.
Процесс приспособления не всегда проходит легко и быстро.
У многих детей в период адаптации нарушается аппетит, сон (не могут заснуть, сон кратковременный, прерывистый), эмоциональное состояние. Иногда без каких-либо видимых причин повышается температура тела, нарушается деятельность кишечника, появляется сыпь. Приспособление к новым условиям проходит не у всех детей одинаково. Одни дети хорошо себя чувствуют уже на 3-4-й день и привыкают к новым условиям жизни совсем без каких-либо нарушений здоровья, психического состояния и поведения. У других период адаптации длится месяц, а иногда и более.
Виды адаптации.
Врачи и психологи различают три степени адаптации: легкую, среднюю и тяжелую. Основным показателем степени тяжести являются сроки нормализации поведения ребенка, частота и длительность острых заболеваний, проявление невротических реакций.
Критерии, по которым оценивается продолжительность адаптационного периода и интенсивность этого процесса: сон и засыпание, аппетит, эмоциональное состояние, адекватное поведение, характер общения со сверстниками и взрослыми, и заболевания ребенка.
Продолжительность и степень выраженности указанных отклонений зависит от возраста и пола ребенка, его психофизиологического состояния и личностных особенностей.
Легкая кратковременная адаптация продолжается в течение 2-6 недель.
Тяжелая – долговременная: около 6-9 месяцев.
О завершении периода адаптации позволяет судить стабилизация всех показателей, как физических, так и психических.
Материал подготовила
педагог-психолог Патракова Оксана Владимировна
НАЙТИ ПРИЧИНУ И ДЕЙСТВОВАТЬ!!!
Причина первая – чрезмерная любознательность ребенка
Пути решения проблемы:
Причина вторая – желание проверить реакцию родителей
Пути решения проблемы:
Реагируйте на поведение ребенка спокойно, не выходя из себя, но не идите у него на поводу. Будьте последовательны: если вам нужно надеть в мороз на ребенка теплую шапку, а он хочет идти в панамке, то спокойно объясните, почему панамка – неподходящий головной убор для такой погоды, и попытайтесь надеть на него шапку снова. Через какое-то время ребенку станет неинтересно вас провоцировать, если он поймет, что этим ничего не добьется.
Причина третья – желание малыша привлечь к себе внимание
Пути решения проблемы:
Попытайтесь уделять вашему ребенку больше внимания: читайте книги, играйте вместе, найдите общее интересное дело.
Причина четвертая – слишком большое количество ограничений и запретов
Пути решения проблемы:
Прежде чем ругать своего непослушного ребенка, ответьте себе на вопрос: не слишком ли много вы от него требуете? Может, ребенок задавлен бесконечными «нельзя» и «надо»? например, малыш не хочет есть, у ребенка просто нет аппетита, но мама уже сварила кашу. Ребенок хочет поиграть в кубики, а родители настраивают. Чтобы он рисовал. Получается, что любые проявления индивидуальности карапуза становятся поводом для того, чтобы в очередной раз обозвать ребенка «непослушным».
Причина пятая – вы требуете от ребенка делать то, чего сами не делаете.
Пути решения проблемы:
Проанализировать, могут ли быть связны «больные места» в поведении вашего чада с вашими собственными привычками. Если окажется, что такая связь есть, то либо меняйте что-то в себе, либо пересматривайте претензии , которые вы предъявляете к якобы непослушному ребенку.
Причина шестая - ребенок не доверяет родителям (дети 4 лет и старше)
Малыши просто обожают маму и папу и в целом заинтересованы в том, чтобы заслужить их расположение. И если в это время родители ведут себя педагогически неверно (часто кричат на ребенка без повода, упрекают в вещах, в которых он не виноват, занимаются рукоприкладством), то до определенного момента ребенок считает виноватым себя и пытается корректировать свое поведение. Но если эти попытки не приносят результата, это может спровоцировать разные формы девиантного поведения. В том числе «хроническое» и целенаправленное непослушание.
Пути решения проблемы:
Обратиться к психологу. Вам нужно прояснить широкий спектр вопросов, касающихся вашей мотивации как родителей, навыков вашего самоконтроля, отношения к вам. К счастью, вернуть доверие к «предавшим» (с его точки зрения) его родителям сложно, но возможно.
"Не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя!" Английская пословица
Как строить диалог с ребенком во время «приступов непослушания»?
Материал подготовила
педагог-психолог Патракова Оксана Владимировна
Если у вас растет маленький непоседа Читать...
Упрямство детей раннего возраста Читать...
Как помочь ребенку развить уверенность в себе и поднять собственную самооценку? Читать...
Справочник для родителей "Синдром дефицита внимания и гиперактивности" Читать ...
Школьная готовность! Читать ...
Как подготовить ребенка к школе? Читать ...
Непослушный ребенок…Что делать? Читать ...
Особенности адаптации детей к дошкольному учреждению. Читать ...
Не пора ли учиться читать? Читать ...
Уважаемые родители!
Если Вы привели ребенка после начала какого-либо режимного момента, пожалуйста, разденьте его и подождите вместе с ним в раздевалке до ближайшего перерыва.
Педагоги готовы беседовать с Вами о Вашем ребенке утром до 8.15 и вечером после 16.00. в другое время педагог обязан работать с группой детей и отвлекать его нельзя.
К педагогам группы независимо от их возраста необходимо обращаться на Вы, по имени и отчеству.
Спорные и конфликтные ситуации нужно разрешать в отсутствии детей.
Если Вы не смогли решить какой-либо вопрос с педагогами группы, обратитесь к заместителю директора по ВМР или директору.
Помните, что в детском саду Вы можете обратиться за консультацией и индивидуальной помощью по всем интересующим Вас вопросам относительно воспитания ребенка.
Просим Вас проследить, чтобы в карманах ребенка не было острых, режущих и колющих предметов.
Просим не давать ребенку в детский сад жевательную резинку.
В группе детям не разрешается бить и обижать друг друга, брать без разрешения личные вещи, в том числе и принесенные из дома игрушки других детей, портить и ломать результаты труда других детей. Детям не разрешается «давать сдачи», так же, как и нападать друг на друга. Это требование продиктовано соображениями безопасности каждого ребенка.
За игрушками, принесенными из дома, ребенок должен следить сам, воспитатели за эти игрушки не несет ответственности.
Давайте поиграем: и повеселимся, и решим ряд коррекционно-развивающих задач.
«Снежинки»
Вырежьте из бумаги различные снежинки. Прикрепите всем игрокам снежинки на спинку с помощью двустороннего скотча. По команде дети стараются снять снежинки у других игроков, стараясь оставить свою в целостности и сохранности.
Победитель тот, кто «добудет» большее количество снежинок.
«Снежная Королева»
Среди участников выбирается Снежная Королева. Она вооружается «снежными» комочками, скрученными из бумаги. Задача Снежной Королевы – «заморозить» детей, попав в них снежками. Участники должны уворачиваться от снежков. Побеждает тот, кто останется не замороженным дольше всех.
«Сообразительный Снеговик»
Выбираем среди детей Снеговика. Участники отходят в другую сторону и придумывают, что покажут Снеговику. Дети возвращаются к Снеговику, он говорит:
- Добрый день! Где были? Что делали?
- Здравствуй, Снеговик. Где были – не скажем, что делали – покажем.
И жестами дети показывают то, о чем они договорились заранее. Если Снеговик отгадал, тогда им становится другой. Если же нет – Снеговик должен отгадывать еще раз.
«Воздушные шарики»
На стол кладут шарик. Игроку завязывают глаза и ставят спиной к столу. Теперь он должен сделать два шага вперед, три влево, повернуться на месте и в итоге вернуться к столу. Его задача – сдуть шарик. Сколько смеха вокруг, когда дуется там, где шарика и в помине нет.
«Нос, нос, нос, рот»
Участники садятся в круг, а ведущий находится в его центре. Он говорит: «Нос, нос, нос, рот». При слое «нос» ведущий показывает на нос, а вместо рта дотрагивается до другой части лица. Участники должны внимательно слушать слова ведущего, не давая себя сбить движениями. Проигрывает тот, кто ошибся.
Данные игры помогут развить у детей коммуникативные качества, общую и мелкую моторику, восприятие цвета, прослеживающую функцию глаз и др.
А еще хотелось бы напомнить, что нет ничего лучшего, чем прогулки на свежем воздухе, где Вы также можете поиграть в различные веселые и полезные игры: покататься на санках, лыжах, поиграть в снежки, построить снежную крепость и т.д. Хотелось бы обратить внимание на то, что прогулки благоприятно влияют и на зрение Ваших детей.
Дети нуждаются в играх все время, поэтому детские игры зимой так же являются неотъемлемой частью развития. Они благотворно влияют на психическое, эмоциональное и физическое развитие детей.
«Меткий стрелок»
Вместе с детьми родители делают куличики из снега, выстраивают их в ряд, помещают друг на друга. Родители учат детей лепить снежки, предлагают снежком сбить нужный куличик. Они должны показывать пример детям — вместе с ними кидать снежки и стараться попасть в цель.
«Барьеры»
Родители лопатой собирают снег и превращают его в барьеры различной величины. Дети быстро перебираются через все барьеры, не задев их.
«Детский хоккей»
Для этой игры понадобится детский набор для хоккея. Родители показывают малышу, как правильно держать клюшку, как бить ею по шайбе и куда надо стремиться попадать. Эта игра доступна как мальчикам, так и девочкам.
«Снеговик»
Родители лепят с детьми снеговика, дают им веточки и просят детей сделать снеговику глаза, нос и рот.
В этой игре важно не ограничиваться лепкой традиционного снеговика — ведь из снега, как и из пластилина, можно создавать самые разные и невероятные скульптурки и картины. Эта нехитрая детская игра при участии родителей познакомит детей с формами и размерами предметов.
«Скати с горочки»
Родители сооружают небольшую, но крутую горку и делает несколько плотных снежков. Дети должны скатить с горки все снежки по очереди, не упустить, не уронить и не раздавить ни одного.
«Следопыт»
Родители идут по чистому снегу, стараясь сделать шаги как можно меньше. Затем по этим следам отправляются дети. Их задача — попасть след в след.
В играх и забавах дети могут долго находиться на свежем воздухе, не уставая!!!
Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно предоставлять мне все, что я запрашиваю. Я просто испытываю вас.
***
Не бойтесь быть твердыми со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить свое место.
***
Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой. Я откликнусь с большей готовностью на ваши инициативы.
***
Не будьте непоследовательными. Это сбивает меня с толку и заставляет упорнее пытаться во всех случаях оставить последнее слово за собой.
***
Не давайте обещаний, которых вы не можете выполнить; это поколеблет мою веру в вас.
***
Не поддавайтесь на мои провокации, когда я говорю или делаю что-то только за тем, чтобы просто расстроить вас. А то затем я попытаюсь достичь еще больших «побед».
***
Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю: «Я вас ненавижу». Я не имею буквально это в виду. Я просто хочу, чтоб вы пожалели о том, что сделали мне.
***
Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став «плаксой» и «нытиком».
***
Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.
***
Не позволяйте моим «дурным» привычкам привлекать ко мне чрезмерную долю вашего внимания. Это только вдохновит меня на продолжение их.
***
Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо больше внимания на ваше замечание, если вы скажете мне все спокойно с глазу на глаз.
***
Не пытайтесь обсуждать мое поведение в самый разгар конфликта. По некоторым объективным причинам мой слух притупляется в это время, а мое желание сотрудничать с нами становится намного слабее. Будет нормально, если вы предпримите определенные шаги, но поговорите со мной об этом несколько позднее.
***
Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, открыв, как великолепно я знаю, что такое хорошо и что такое плохо.
***
Не заставляйте меня чувствовать, что мои поступки – смертный грех. Я должен научиться делать ошибки, не ощущая, что я ни на что не годен.
***
Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим.
***
Не требуйте от меня объяснений, зачем я это сделал. Я иногда и сам не знаю, почему поступаю так, а не иначе.
***
Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи запутан, я легко превращаюсь в лжеца.
***
Не забывайте, что я люблю экспериментировать. Таким образом я познаю мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим.
***
Не защищайте меня от последствий собственных ошибок. Я учусь на собственном опыте.
***
Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие хвори. Я могу получать удовольствие от плохого самочувствия, если это привлекает ко мне чересчур много внимания.
***
Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы. Если вы не будете на них отвечать, вы увидите, что я вообще перестану задавать вам вопросы и буду искать информацию где-то на стороне.
***
Не отвечайте на глупые и бессмысленные вопросы. Если вы будете это делать, то вскоре обнаружите, что я просто хочу, чтобы вы постоянно мной занимались.
***
Никогда даже и не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы. Это лает мне ощущение тщетности попыток сравняться с вами.
***
Не беспокойтесь, что мы проводим вместе слишком мало времени. Значение имеет то, как мы его проводим.
***
Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойство. Иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.
***
Не забывайте, что я не могу успешно развиваться без понимания и одобрения, но похвала, когда она честно заслужена, иногда все же забывается. А нагоняй, кажется, никогда.
***
Относитесь ко мне так же, как вы относитесь к своим друзьям. Тогда я тоже стану вашим другом. Запомните, что я учусь, больше подражая примерам, а не подвергаясь критике.
***
И кроме того, я вас люблю, пожалуйста, ответьте мне любовью же.
Чаще всего дети кусаются в возрасте от 12 до 24 месяцев. Причиной «кусачести» может быть прорезывание зубов, возбуждение, гнев. Иногда ребенку не хватает слов, и, пытаясь завладеть игрушкой, он кусается, считая это хорошим способом добиться своего. Чаще всего это происходит как мгновенная реакция, импульсивное действие, ребенок слишком мал, чтобы продумать какие-то другие, более приемлемые действия.
Как предотвратить проблему
Помогайте детям выражать свои чувства и потребности словами: «Катя говорит: „Дай, дай". Это значит, она хочет поиграть с этой игрушкой». «Катя скажет: „Нет, нет". Это значит, Катя не хочет кушать».
Если вы видите, что ребенок чем-то расстроен, не спешите занять его нужными вам делами. Сначала помогите успокоиться — подержите на руках, поговорите с ним, добейтесь улыбки.
Позаботьтесь, чтобы у ребенка было достаточно безопасных предметов для режущихся зубов.
Как справиться с проблемой, если она уже есть
Дети ясельного возраста, как правило, еще слишком малы, чтобы соотносить между собой то, что они кого-то укусили, и го, что взрослый сердится. Поэтому в такого рода ситуациях наказание, как правило, мало помогает. Лучше утешьте того, кого укусили, и достаточно резко скажите «кусаке»: «Это же больно!». Ваше лицо должно быть строгим, чтобы ребенок видел, что вы его не одобряете. Будьте лаконичнее, чтобы «кусака» не получил от вас слишком много внимания.
Внимательно понаблюдайте и попробуйте выяснить, в чем причина «кусачести». Если удастся, попробуйте поймать тот момент, когда малыш еще только вознамерится укусить. Остановите его и скажите: «Нельзя! Будет больно!».
Если ребенок готов кусаться от отчаянья — у него отняли игрушку, остановите его и помогите «озвучить» нужду: «Скажи ему: "Дай"».
Если ребенок кусается в какое-то определенное время (перед сном или обедом) — подумайте, что можно изменить в режиме. Например, перед обедом дайте ему кусок морковки, кочерыжки.
Время еды должно быть периодом отдыха и удовольствия для всех. Тем не менее дети часто именно во время еды втягивают нас в конфликты и начинают самоутверждаться самым неподходящим способом.
Как предотвратить проблему
Вы являетесь для ребенка главным примером поведения за столом, поэтому должны есть вместе с ним и то же, что и он. Малышу следует предложить поесть, но ни в коем случае не заставлять есть насильно. Можно сказать: «Пожалуйста, скушай по маленькой порции каждого блюда, иначе это будет невежливо». Ребенок должен иметь право отказаться съесть «даже по маленькому кусочку». Если на него не давить, то рано или поздно он начнет есть нормально. Спокойный подход к еде способствует установлению здорового отношения к ней. Во время еды вовлекайте ребенка в неторопливый разговор. Почаще что-нибудь готовьте вместе.
Как справиться с проблемой, если она уже есть
Если ребенок слишком быстро заглатывает пищу, накладывайте еду в тарелку понемногу, но обязательно скажите малышу, что приготовили еды достаточно и можете дать ему добавки. Объясните ребенку, что пищу нужно жевать медленно, чтобы организм мог взять из хорошо прожеванной пищи больше полезных веществ, это помогает человеку расти высоким, красивым и сильным. Если ребенок ест слишком вяло, накладывайте в тарелку пищу понемногу, постепенно добавляя ее. Объясните ему, что с маленькой порцией справиться гораздо легче. Не заостряйте на этой проблеме слишком много внимания, чтобы не усугубить ситуацию. Если ребенок слишком привередлив в еде, для начала давайте ему новую еду очень маленькими порциями. Не заставляйте есть насильно. Постарайтесь задать за столом спокойный благожелательный тон, продемонстрируйте свое положительное отношение к конкретной еде.