Возможна следующая последовательность:
- Проведение заданных линий пальцем в воздухе, на столе.
- Проведение линий по пунктирным линиям.
- Рисование линий через кальку.
- Рисование без вспомогательных точек.
Перед выполнением графических упражнений рекомендуется выполнить зрительную гимнастику, которая активизирует работу глаз, снимает зрительное утомление, улучшает кровообращение.
Графические упражнения рекомендуется проводить в первой половине дня. Для детей с низкой остротой зрения рекомендуется контуры линий проводить черным фломастером.
С детьми младшего дошкольного возраста проводятся простейшие графические упражнения способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания. Прямые горизонтальные и вертикальные линии в ограниченном пространстве: “Дорожки”, “Дождик”, “Парашютисты”; ритмические круговые движения “Намотаем нитки”, “Соберем веревочку”; волнистые линии в горизонтальном и вертикальном направлениях “Летит бабочка”. Обведи рисунок, составь картинку по точкам-штрихам и штриховка, которая остается средством для согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки. Раскрашивание рисунков предполагает разные виды штриховки, которые обеспечивают постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти руки, отработке координации движений,
Дети старшего дошкольного возраста продолжают выполнять усложненные задания, которые состоят в умении рисовать линии определенной величины (вводим ограничительную линейку), комбинации из различных линий из овалов, полуовалов, завитков, элементов письменных букв и др. Дети учатся одновременно начинать и заканчивать работу, ставить перед собой определенные задачи правильного изображения тех или иных фигур, удерживать эти задачи в памяти.
В старшем дошкольном возрасте вводим работу в тетрадях в крупную клетку. Клетка даёт большие возможности для развития мелкой моторики и элементарных графических навыков, т. к. рисование по клеткам требует мелких и точных движений, а также создает благоприятные условия для развития ориентировки в микропространстве. В процессе работы в тетради у детей укрепляется мелкая мускулатура пальцев руки, совершенствуются зрительно-двигательная координация и ориентировка, развиваются произвольное внимание, зрительная память, аналитическое восприятие, речь.
Зрительные диктанты способствуют развитию зрительного восприятия. Дети учатся внимательно рассматривать показываемые им рисунки, воспроизводить их по памяти, выкладывая их из палочек, а затем зарисовывают карандашами.
Материал подготовила
тифлопедагог Нечуговских Марина Ивановна