Одним из основных компонентов зрительного восприятия, без которого невозможно нормальное развитие ребенка в процессе различных видов деятельности (познавательной, практической, игровой), является зрительно – моторная координация.
Что же такое зрительно-моторная координация?
Зрительно-моторная координация - это согласованность движений и их элементов в результате совместной и одновременной деятельности зрительного и мышечно-двигательного анализаторов.
Одной из основных задач развития дошкольника является подготовка его к школе. Один из навыков, который должен быть сформирован к тому времени, когда ребёнок пойдет в школу – это развитие точных движений (тонкой моторики).
Слабое развитие моторики и графо-моторных навыков остается основной проблемой детей с нарушением зрения, что очень ярко проявляется в неумении начертить прямую линию, написать печатную букву по образцу, вырезать из бумаги и аккуратно клеить, рисовать. Ребенок быстро устает, у него падает работоспособность и также страдают темп и качество выполнения заданий.
Причины нарушения зрительно-моторной координации это:
- нарушение зрения;
- нарушения зрительно-двигательной функции;
- нарушение общей, ручной (мелкой) моторики;
- мышечная напряжённость или снижение мышечного тонуса;
- дискоординация движений;
- «леворукость».
Хочется отметить, что формирование и развитие зрительно-двигательной и моторной координации у старших дошкольников имеет большое значение для всестороннего их развития. Поэтому необходимо, чтобы ребёнок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности не только в детском саду, но и дома. Рисование, лепка, аппликация, конструирование, разные виды ручного труда и другие упражнения – это эффективные пути, используемые для подготовки руки ребёнка к письму.
Предлагаю вашему вниманию, некоторые задания и упражнения на развитие зрительно-моторной координации, которые вы можете использовать с вашим ребенком дома.
Упражнения для развития зрительно-двигательных координаций в разных видах деятельности.
- Срисовывание графических образцов (геометрических фигур и узоров разной сложности).
- Обведение по качеству геометрических фигур разной сложности с последовательным расширением радиуса обводки (по внешнему контуру) или его сужением (обводка по внутреннему контуру).
- Вырезание по контуру фигур из бумаги (особенно вырезание плавное, без отрыва ножниц от бумаги).
- Раскрашивание и штриховка. Регулярно, по изучаемым лексическим темам.
- Различные виды изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация и пр.)
- Конструирование и работа с мозаикой.
- Выкладывание фигур из спичек (палочек).
- Выполнение фигур из пальцев рук.
- Освоение ремесел (плетение, работа с бисером и пр.).
- Пальчиковая гимнастика.
- Обведение рисунков по контуру и соединение по точкам.
- Продолжение рисунков (по клеточкам).
- Дорисовывание картинок (недостающие детали, вторая половинка картинки).
- Графические диктанты.
- Рисование по точкам.
- Пластилиновая живопись,
- Печатки, трафареты, раскраски
С уважением, Оксана Викторовна