Домашняя игротека

Для наших детей характерны неточность движений и малая двигательная активность; у них значительно хуже развиты пространственные представления, словесные обозначения пространственных отношений. Нарушение глазодвигательных функций вызывают ошибки определения детьми формы, величины, пространственного расположения предметов.

В понятие пространственной ориентации входит оценка расстояний, размеров, формы, взаимного положения предметов и их положения относительно ориентирующегося. Пространственная ориентировка осуществляется на основе непосредственного восприятия пространства и словесного обозначения пространственных категорий (местоположения, удаленности, пространственных отношений между предметами).

Вашему вниманию хочется предложить некоторые игры и упражнения на развитие пространственной ориентировки, в которые Вы можете поиграть дома с детьми.

«КТО ГДЕ СТОИТ?»

Цель - Формировать понятие о пространственных отношениях.


Выставляется  на стол пять любых игрушек. Например, мишка, лиса, еж  и  другие. Потом вы задаете вопросы:

- Кто стоит между мишкой и лисой?

- Кто стоит посередине? и так далее.

«САМЫЙ ВНИМАТЕЛЬНЫЙ»

Цель - Правильно воспринимать такие характеристики пространства, как: справа, слева, вверху, внизу, впереди, позади.

Сначала ребенку задаем простые вопросы:

- А, где у тебя правая рука, где левая? Где правая сторона, где - левая?

Потом предлагаем уже поиграть в игру.

- Я буду специально ошибаться, а ты должен правильно выполнять все мои команды.
- Подними правую руку вверх, на правое плечо, на левое плечо, на правую коленку. Левую руку вверх, левую руку – вниз. Повернитесь направо, повернитесь налево.


«НАЙДИ МЕНЯ»

Цель - Закреплять умения детей правильно ориентироваться в пространстве.

Ребенок  выходит за дверь, а вы прячете любую игрушку. Поиск спрятанной игрушки происходит под комментарий: «Сделай 4 шага вперед, повернись направо, сделай 3 прыжка, сделай 2 наклона, посмотри под стул и так далее» Игрушка найдена.

 

«ЧТО, ГДЕ?»

Цель - Упражнять детей в правильном обозначении положения предметов по отношению к себе.

Объясняете ребенку правила игры:

- Я буду тебе бросать мяч и называть предметы, находящиеся в  комнате. Ты в своем ответе должен использовать следующие слова: «Слева», «справа», «впереди», «позади».

Например: «Где стол?» Ребенок отвечает: «Впереди меня» - и бросает мяч обратно.
Можно  называть слова: «слева», «справа», «впереди», «позади», а ребенок говорит, какие предметы находятся в указанном направлении.


«РИСУНОК НА СПИНЕ»

Цель - Развивать умение угадывать предмет по его пространственному написанию.

Ребенку рисуем на спине  геометрические фигуры, простые предметы .Нужно догадаться, что вы нарисовали. 


«РАССКАЖИ, ЧТО ГДЕ НАХОДИТСЯ»

Цель - Продолжать учить детей определять пространственное расположение фигур на плоскости.                              

На листе бумаги размещаете геометрические фигуры, они могут быть разного цвета. Ребенок должен рассказать, где какая фигура находится. (В правом верхнем углу синий треугольник, в центре красный круг и так далее)

«НАРИСУЙ»

Цель - Развивать умение ориентироваться на плоскости листа

Нарисуйте 2 кружка сверху; под ними 3 треугольника; посередине прямоугольник, под ним 2 овала (можно менять задание, уточняя цвет фигуры).

Более старшим детям можно давать задания, которые надо выполнять в тетради или на клеточном поле. 

От точки 1 клетка вниз, 2 клетки вправо, 4 клетки вниз и так далее.

Материал подготовила

тифлопедагог Нечуговских Марина Ивановна